Magnum MkII: Спикерсимулятор с повышенной детализацией |
06.02.2009 15:50 | ||||||||||||||||||||||||
Спикерсимуляторы или «эмуляторы гитарного кабинета» довольно популярны в
настоящее время. Эти несложные устройства, по большей части состоящие из простых
активных или пассивных фильтров, дают возможность подключать гитару в линейных
вход компьютера или домашнего музыкального центра и звучать при этом похоже на
записи известных гитаристов. Похожесть эта весьма приблизительна, т. к.
несколько фильтров не заменят резонирующий и компрессирующий гитарный кабинет со
сложной и отнюдь не линейной амплитудно-частотной характеристикой, микрофоны и
прочую звукозаписывающую аппаратуру. Тем не менее, эти устройства в своей
простоте и дешевизне идеально подходят для домашнего музицирования или записи
демонстрационной фонограммы в домашней студии.
Зачем нужен еще один спикерсимулятор?
Существует несколько удачных схем спикосимуляции, некоторые из них разработаны известными фирмами, как, например, симулятор на операционных усилителях в составе предварительного усилителя Marshall JMP-1, или с использованием катушек индуктивности в Hughes&Kettner Tubeman, другие созданы энтузиастами, как, например, спикерсимулятор на полевых транзисторах в статье Виктора Кемпфа «Полевые транзисторы в устройствах “Distortion”» или спикерсимуляторы, представленные на сайте www.runoffgroove.com. Основные функции спикерсимуляторов таковы:
Если с первыми двумя пунктами современные спикерсимуляторы справляются весьма успешно, то их тембр является всего лишь первым приближением к тембрам гитарных кабинетов. По большому счету этот факт нельзя считать минусом, т. к. в лучших представителях семейства спикерсимуляторов найден удачный баланс между производимым эффектом и простотой схемы. Но разве мы не задаем себе вопрос: а что будет, если сделать еще один шаг, следующее приближение к реальным характеристикам? Станет ли звук гитары более естественным? Будет ли усложнение спикерсимулятора компенсироваться более качественным звучанием? Проведением такого эксперимента мы и займемся.
Перейдем к деталям
Рассмотрим предметную область. АЧХ распространенных спикерсимуляторов
приведены на следующем рисунке. От схемы к схеме вариациям поддаются высоты
резонансов, их положение на шкале частот и порядок фильтров, который отвечает за
скорость спада в областях ВЧ и НЧ. И хотя все схемы воссоздают практически один
эффект, схемотехническая реализация может сильно отличаться. Так,
спикерсимулятор из предварительного усилителя Marshall JMP-1 собран полностью на
операционных усилителях, один из которых включен по схеме гиратора.
Спикерсимулятор Hughes&Kettner построен на операционных усилителях и RLC
фильтрах и использует два заграждающие фильтра для придания оригинальности
звучанию. Спикерсимулятор В. Кемпфа выполнен на полевых транзисторах, настолько
же эффективен и является самым простым для повторения.
Сравним также с АЧХ реальных кабинетов. Вернее с АЧХ импульсов, снятых с
реальных кабинетов, через систему – усилитель, кабинет, микрофон, запись
(импульсы взяты с сайта www.noisevault.com). Такой косвенный метод определения АЧХ гитарного кабинета вряд ли можно считать достоверным, тем не менее, полезную информацию можно почерпнуть и отсюда. Очевидно, что в конечном звуке влияние собственного АЧХ динамика преобладает. Это несложно заметить, сравнив АЧХ динамика Vintage30 и АЧХ импульса кабинета на его основе. Несомненно, корпус гитарного кабинета индивидуально резонирует, внося дополнительные краски по всему спектру частот. По субъективному мнению автора, ни в коем случае не претендующего на абсолютную достоверность, наиболее заметным изменениям подвергается низкочастотная область, а именно происходит подъем НЧ в диапазоне 50-200Гц, а также провал в диапазоне 300-500Гц. Таким образом, для построения спикерсимулятора возьмем за основу АЧХ одного из динамиков(например, Vintage 30), выделим 6-8 наиболее важных изгибов понравившейся АЧХ и реализуем на основе активных фильтров. Для придания тембру подобия звучания большого кабинета, учтем наличие резонансов и провалов в НЧ-области. В качестве активных элементов могут использоваться комплементарные повторители на полевых транзисторах. С принципом работы повторителей, а также с первой схемой, где была использована подобная схемотехника, можно ознакомится в статье В.Кемпфа.
Спикерсимулятор Magnum MkII
Ниже приведена схема спикерсимулятора, обладающая такими особенностями:
Ниже представлены амплитудно-частотные характеристики этих
режимов. Схема состоит из 2 ФНЧ второго порядка, 2 ФВЧ второго порядка, 4 заграждающих фильтров и одного смесителя. Два канала по 3 фильтра в каждом позволяют после смешивания получить сложную АЧХ с множеством резонансов. Рассмотрим назначение отдельных участков схемы:
Примеры звучания
Сравнение звучания можно сделать по приведенным ниже сэмплам. В качестве тестового образца выбрано звучание дистошна D900x на полевых каскодных мю-каскадах, поскольку подобным схемам характерна прозрачность и мягкое ограничение независимо от уровня гейна. Звук D900x отличается четкой сфокусированной атакой и правильной отработкой приемов звукоизвлечения. Запись производилась по цепочке «Выход звуковой карты->спикерсимулятор Magnum->вход звуковой карты». Дополнительной обработки не производилось. Для сравнения приведены моделированные примеры звучания других известных спикерсимуляторов. Несмотря на то, что результаты моделирования в OrCAD/PSpice, часто соответствует результату работы реальной схемы, не следует составлять свое мнение о звучании этих схем только на основе моделирования. Если Вас заинтересовало звучание спикерсимуляторов Marshall или Hughes&Kettner, попробуйте найти в сети дополнительные примеры.
Повторение схемы
Печатная плата в размере 50х63мм 300dpi (вид со стороны деталей). Схема монтажа деталей (вид со стороны деталей). Вы можете скачать файл в формате Sprint-Layout 4, и модифицировать плату по своему усмотрению.
Если что-то не работает
Если что-то не работает в правильно собранной схеме, следует проверить работоспособность каждого из повторителей. Уровень постоянного напряжения на входе и выходе повторителя должен быть около половины напряжения питания, при этом напряжение на выходе повторителя должно превышать напряжение на входе на 0.2В. Если разность напряжений больше в несколько раз, это свидетельствует о том, что транзисторы не образуют комплементарную пару. Последствием может быть повышенное энергопотребление и ограничение сигнала с амплитудой менее 3.5-4В. В этом случае необходимо выполнить подбор и замену транзисторов.
Возможные модификации
Облегченная версия спикерсимулятора
Путем глобального упрощения можно получить схему, достаточно простую, но с
похожим характером тембра.
Ниже представлены амплитудно-частотные характеристики двух режимов звучания
Classic и Rectified. АЧХ Magnum Lite имеет определенную схожесть с подобной
характеристикой спикерсимулятора из H&K Tubeman, а его схемотехника
освобождает Вас от необходимости поиска или намотки индуктивностей.
Печатная плата в размере 64х26мм 300dpi (вид со стороны деталей). Схема монтажа деталей (вид со стороны деталей). Вы можете скачать файл в формате Sprint-Layout 4, и модифицировать плату по своему усмотрению.
Примеры звучания
В заключение
Поскольку проект Magnum MkII/Lite вырос из эксперимента, в котором многие параметры подбирались часто на слух, его тембры совсем не следует считать вещью в себе. Возможно, небольшая перестройка частот фильтров или другое схемное решение, дадут более гармоничное и сбалансированное звучание. И если Вы заинтересованы, не бойтесь экспериментировать, возможно, новый удивительный тембр совсем не является калькой с фирменного комбо, и не встречается в магазинах. Лишний раз напомню о важности хорошего звучания до спикерсимулятора. Ни одна такая схема не сделает бесцветный звук живым и качественным. Результат обработки спикерсимулятором звука лампового или каскодно-полевого предусилителя может Вас обрадовать, и в то же время шумоподобное звучание дистошнов на ОУ все равно останется таковым. Задача спикерсимуляторов, с которой они вполне справляются, - привести сырой сигнал к законченному, сбалансированному и привычному для нас тембру. Искренне надеюсь, что изложенная здесь несложная информация поможет Вам в поиске качественного и индивидуального звука Вашей гитары.
Выражаю благодарность Виктору Кемпфу за идеи, консультации
и ( 14 Голоса ) |