DIY шелкография PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
21.06.2012 19:51

В результате долгих поисков вариантов оформления корпусов натолкнулся в сети на описание шелкографии в домашних условиях. Варианты с трафаретами из оракла, декали, использованный мной вариант с наклейками и другие варианты не прошли проверку временем, что-то (вроде трафаретов) подходит только для достаточно толстых элементов и крупных надписей. Заказать шелкографию для изготовления единичных экземпляров (или мелкой серии, скажем до 5 штук) по приемлемой цене мне не удалось. В итоге появился опыт шелкографии в домашних условиях.

Кратко суть технологии - изготавливается рамка с сеткой, на сетку наносится фотоэмульсия, печатается фотоформа - то что закрыто - маскирует фотоэмульсию от засветки, чтобы незасвеченную фотоэмульсию можно было смыть. Экспонируется под лампой с УФ спектром, промывается - получаем трафарет. Далее продавливаем краску через трафарет ракелем (см ниже) - краска продавливается через вымытые ячейки сита попадает на поверхность по которой печатаем.

Настоятельно рекомендую полазить по инету и посмотреть ролики, почитать что и как, поскольку есть в этой истории нюансы разные - пока не попробуете не уловите смысла. Вот ресурс с толковыми советами роликами http://www.blog.shelkograf.com/, в сети есть такой курс: Косарев И. - Технология шелкографии 2007 (самопальные уроки по шелкографии) скачать можно в торрент сетях, и т.д. Вот форум где люди более менее профессионально занимаются шелкографией - http://www.agalsea.ru/forum5/

Что для нас хорошо - нам нужно печатать только один цвет, качество для diy тоже приемлемое. Не нужны карусельные станки, не нужны супер качественные трафареты чтобы печатать растр и т.д.

Самопальный ракель-кювета. Изготоавливается из алюминиевого уголка покупается на строительном рынке или в магазине типа Оби или Леруа).
Вырезаем, гнем крепим болтами трешекой. Фотоэмульсия достаточно густая - протекать не должна.

user posted image

Ракель. Ракельная резина - жесткость - 85. Держатель - из двух кусков вагонки - зажат болтами. Если денег не жалко - можно купить фирменный держатель из алюминия.

user posted image

user posted image

Для печати и экспонирования собрал такой стол из брусков старых петель и куска стекла. Экспонирование проводим лампой ДРЛ 400вт без колбы и галогенки 500 ватт. Лампы ставим под стол - через стекло экспонируем. около 40 минут у меня получается. Здесь надо экспериментировать...

user posted image

Рамки советуют делать из алюминия. Можно заказать в специализирующихся конторах. Правда дороговато выходит. Советуют собирать из дерева - шип паз. Но у меня руки кривые - собрать ровную рамку я не смог - собрал из нее устройство для натяжения сетки, а рамки выпилил из фанеры 15мм.

Сито крепим строительным степлером. Сито - 120 номер (размер ячейки). Штука дорогая но метра (лучше когда погонными продают) хватает на пару тройку рамок.

user posted image

Рамки стоит покрасить краской чтобы не расслаивались от воды и химии. Ну и если печатать будете часто - лучше заказать алюминиевую рамку.

user posted image

Из неудавшейся рамки сделал устройство для натяжения сита - болты вставлены в отверстия, гайки - в поперечные отверстия. Прикладываем рамку накрываем сеткой, закрепляем сетку и натягиваем. После того как натянули - крепим сито к рамке.

user posted image

Следы от крепления сита к рамке для натягивания. Я креплю в процессе натягивания сито кнопками. Края сетки потом обрезаем.

user posted image


Теперь немного про химию.

Фотоэмульсия. Я использовал двухкомпонентную (какую продали). Состоит из эмульсии и сенсибилизатора. Смешиваем - получаем светочувствительную фотоэмульсию. У меня - Foteco 1010. Но сенсибилизированная эмульсия хранится не долго. Можно пробовать однокомпонентную эмульсию (уже готовую) - типа Foteco 1834.

Для подготовки рамки рекомендуют обезжириватель и шерохователь. Для лучшей агдезии эмульсии к ситу. Но можно не использовать - просто моем щеткой сито с мылом.

Краска - я использовал сольвент, 572 серия финский. К краске обязательно берем замедлитель (к 572 сольвенту - 503-99033) - в процессе печати краска сохнет, забивает сито. Замедлитель не дает краске быстро сохнуть, облегчает процесс печати.

Смывки - в процессе печати иногда сито забивается засохшей краской - чистим средством типа Pregan 235S - спрей растворитель. После печати лучше мыть трафарет специальным растворителем. Но если ничего нет - можно обычный 646 или сольвентом. Правда моют плохо, краска сворачивается. Обязательно хотя бы средство типа прегана 235-го иметь, или что-то подобное, screen opener называется.

После того как трафарет не нужен больше - его регенерируют - смывают затвердевшую эмульсию. Есть специальная химия. Многие используют отбеливатель белизна - на сутки помещаем рамку в раствор белизны. Как правило все отходит нормально.

В общем если набить руку - получается весьма недурственные панели. Конечно огрехи есть - профи конечно скажут что хуже некуда, но имхо для diy вполне. Главное изготовить хороший трафарет. Напоследок несколько фото отпечатка панели для Pultec EQ:

user posted image

user posted image

Здесь видно что фотоформа была не качественная - тонер неплотно покрывал пленку - и часть трафарета засветилась. В результате получили трафарет нечеткий.

user posted image

Ещё пара картинок (прибор в сборе).

user posted image

user posted image

В общем конечно грязное дело - но набить руку реально. И добиться хоршего качества. А факт самостоятельности и возможности изготовить любую панель - не может не радовать.

Надеюсь кому-то опыт будет полезен.


( 15 Голоса )
Обновлено 22.06.2012 08:31
 

Комментарии   

 
+2 #1 Alex CH 16.10.2012 10:26
Классно выходит, хочу попробовать)) Скажите, насколько устойчивое покрытие получается? Не хотелось бы, чтобы после пары дней эксплуатации прибора все осыпалось после таких изысканий.
Цитировать
 
 
+3 #2 KostaRic 02.11.2012 17:34
Ну, не знаю, что там скажут "Платиновые Ракели", но работа выглядит очень достойно! Если бы Вы не показали процесс, я бы уверенно сказал, что прибор фирменный. А больше всего мне нравится, что словом и делом показано, что не Боги горшки обжигают. Спасибо за Tutorial и успехов в дальнейшем!!!
Цитировать
 
 
+3 #3 Serg 07.02.2014 13:46
Уважаю людей с прямыми руками да еще с правильного места растущими!!!) Спасибо за статью очень интересно.
Цитировать
 
 
0 #4 tiretrak 04.02.2015 08:32
отличная работа.
какую краску лучше использовать для надписей на корпусе?
Цитировать
 
 
+1 #5 Administrator 04.02.2015 10:29
Так в статье есть упоминание: сольвентная 572 серия и замедлитель 503-99033. Точнее вряд ли скажу, по идее любая контора которая продает краски порекомендует что-то. Хорошо бы узнать чем пользуются специализирован ные конторы, которые занимаются шелкографией по металлу.
Цитировать
 
 
+2 #6 zzangezi 27.02.2015 09:38
Если облом покупать специальные растворители и опенеры, рекомендую бутилацетат, у него летучесть ниже, чем у всяких там 646х и остальноых бытовых растворителей. Краску по металу и по другим краскам берите Sericol Polyscreen PS, с ней в комплекте идёт специальный катализатор, все цветные бодяжатся 5:1 с катализатором, прозрачная база - 3:1, держится очень хорошо, поверхность после высыхания глянцевая, если хотите матовую - покупаете и добавляете катализатор матирования.
Цитировать
 
 
#7 Guest 12.01.2016 08:10
Комментарий был удален администратором
 
 
#8 Guest 04.05.2017 08:02
Комментарий был удален администратором
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2017 diyfactory.ru. Все права защищены.