PRR 12AU7 Vari-µ |
19.02.2007 17:21 |
Проект Vari-µ компрессора на базе лампы 12AU7 (ECC82) подкупает своей простотой и дешевизной. Стоимость деталей по задумке автора (один из активистов форума prodigy-pro.com) не должна превышать 100 долларов, включая трансформаторы. Первоисточник в виде статьи с подробным описанием проекта находится здесь. Печатку, схемы и комментарии можно найти на сайте Kev'a (ещё один активист prodigy-pro.com). Дополнительно стоит почитать ветки посвящённые проекту на форуме prodigy-pro.com - http://www.prodigy-pro.com/forum/viewtopic.php?t=111). Компрессор позиционируется как "мастеринговый", в том смысле что он имеет ограничения по уровню входного сигнала и степени компрессии - подаваемый сигнал уже должен быть приведён в порядок: "This unit is pretty good to 12dB gain reduction, and won't stink bad for peaks 20dB over, but anything more is badly bent in an odd way. It expects you to have your peaks set pretty good already; then it will trim the peaks so the average and soft parts come up 6 or 12 dB." И далее: "This compressor was designed as a Mastering Limiter, the last stage before the mastering recorder. Therefore the output level is limited to a fixed standard level, matching the mastering recorder's input. You adjust the amount of compression by how much signal you push into the compressor. ... I assume that you have a level control on the device driving the compressor (usually your mastering mixer) where you can adjust "drive" and thus the amount of compression. " Вольный перевод: "Данный компрессор разрабатывался как мастеринговый, последний прибор в тракте перед устройством на который пишется мастер. По этой причине уровень того что он выдаёт на выходе фиксирован так чтобы не перегружать вход мастерингового магнитофона. Степень компрессии регулируется тем, сигнал какого уровня Вы подаёте на вход компрессора. ... Я полагаю что перед компрессором у Вас есть возможность управления уровнем сигнала который Вы подаёте на вход - как правило мастеринговая микшерная консоль - посредством которой Вы можете подстроить уровень сигнала на входе и тем самым степень компрессии." С трансформаторами для этого проекта отдельная история. В статье рекомендуются трансформаторы от обычной автомобильной развязки - производства Radio Shack, Monacor или другой. Вот определение этого устройства (взято с какого то сайта по автозвуку): "Ground-Loop Isolator («изолятор петли по корпусу») – трансформатор, обычно с передачей 1:1, использующийся для передачи переменного сигнала от одного устройства к другому, но развязывающий их по постоянному току. Обычно используется для уменьшения наводок генератора на автомобильную звуковую систему." Однако первоначально свой вариант я собрал на трансформаторах OEP (A262A3E - на вход, объединил первичные и вторичные обмотки, A262A2E - на выход). GLI я нашёл чуть позже, и об этом ниже. Так вот, найти Radio Shack или Monacor у нас довольно сложно (разве что заказать по каталогу Elfa или RS Components), но в магазинах автоаудио можно купить другие модели GLI - к примеру этот или этот. Последний вариант - Hi Quality Ground Loop Isolator под именем Mistery можно найти практически в любой точке торгующей авто аудио. Мне не повезло и я приобрёл свой переплатив втридорога, и купив это чудо в Митино (в торговом центре) за 500 рублей. И это при том что первоначально мне его впаривали за 800руб(!). Просто жажда эксперимента усыпила бдительность и в тот момент хотелось попробовать побыстрее разобрать GLI и посмотреть что за трансформаторы там внутри. :) На самом деле не поступайте как я и не платите за этот Mistery больше чем за него просят в нормальных местах - к примеру в Электронном Раю на Пражской его отдают за 300руб. Итак берём чудо прибор Mistery, сдираем наклейку, "разламываем" корпус пополам (две половинки просто крепятся на муфте посередине), извлекаем содержимое - пара прокладок и самопального вида платка с двумя миниатюрными трансформаторами замотанная изолентой. Итого примерно за 300 рублей мы получаем два неизвестного происхождения трансформатора, кусок изоленты, два импровизированных экрана (корпус), четыре куска провода с разьёмом RCA и две прокладки. Не так уж и плохо. :) В принципе, трансформаторы не внушают особого доверия, но надеюсь они достаточны для экспериментов. По сравнению с OEP мне показалось что у них проблемы с низами, но отслушивать более тщательно времени и сил у меня не было (к этому проекту я периодически возвращаюсь, а тестирование трансформаторов - отдельная тема требующая довольно серьёзной подготовки). Возможно реально найти другие варианты кроме Mystery, более-менее качественное по исполнению. В любом случае в лице GLI мы возможно имеем некий компромиссный вариант для трансформаторов 1:1 часто применяемых для обеспечения симметрии, как межкаскадные трансформаторы и т.д.
Можно попробовать приобрести для экспериментов двухканальный пассивный ди бокс - к примеру такой от фирмы Behringer. На форуме А. Крашенинникова (http://krosh.tehnologia.info/forum/) мне подсказали ещё один вариант решения проблемы с трансформаторами - попытаться применить трансформаторы серии Т, либо намотать самостоятельно трансформаторы на железе от ТВЗ:
Блок питания достаточно простой. Силовой трансформатор я использовал ТАН2, но здесь можно применить практически любой трансформатор с подходящими обмотками, накал ламп можно питать от накальных обмоток по 6.3в. Использовать точные резисторы по утверждению автора проекта не обязательно, всё таки проект больше экспериментальный. Итак что получилось у меня. Я запустил один канал, тестировал по аналогии тех тестов что производили буржуи с репликой Urei 1176 - http://medlem.jubii.dk/klausdiy/experiences.html - подаём на вход сигнал 10кГц с меняющимся уровнем. Зацикливаем. В зависимости от уровня входного сигнала получаем более или менее красивую картинку. Здесь видно как меняется значение release - от быстрого до более медленного: Здесь крутим threshold:
"Увидеть" влияние ручки атаки я не смог, но думаю что там по идее тоже всё должно работать (если я не ошибся в монтаже потов) - надо отслушивать. ( 0 Голоса ) |